Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Биография

Брессон

Анри Картье-Брессон. Французский фотограф, мастер реалистичной фотографии XX века, гений уличной съемки
и фотожурналистики.

«Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду»

Родился Анри Картье-Брессон  22 августа 1908 года в небольшом малоизвестном городке Шантлу, недалеко от
Парижа,  в  семье  Марты Ле Вердьер  и  Андре Картье-Брессона. Назвали  его  в честь дедушки по отцовской
линии. Двойная фамилия отца «Картье-Брессон» образовалась задолго  до рождения  Анри  слиянием фамилии
крестьян  Картье, родом из департамента Уаза и фамилии  знатных  промышленников Брессон, производителей
хлопковой нити.
Когда Анри исполнилось пять  лет его  дядя  Луи,  творческая  личность  и  одаренный  художник  ввел  своего
племянника  в  мир  искусства. Он  начал  заниматься с мальчиком живописью и уроки эти произвели  на  Анри
чрезвычайно сильное впечатление и определили его путь.

«Здесь я ощутил атмосферу живописи; казалось даже воздух пропитан полотнами»

Он решил посвятить себя искусству и получить художественное образование.

«Интерес   к   изображениям   у  меня   был  всегда.  В  детстве  я  занимался  рисунком  по
вторникам и четвергам и мечтал отдаваться этому занятию и во все другие дни…»

Параллельно  юный   Анри  снимал   подаренной   родителями   простейшей  камерой  от  Kodak  Brownie-box, в
основном «чтобы заполнять маленькие альбомы изображениями воспоминаний о летних каникулах».
Затем в течение  семи  лет (1918-1925 годы) молодой человек обучался в ателье известного художника-кубиста
Андр  Лота,   который,   по   выражению   Картье-Брессона,   заразил   его   «вирусом  геометрии»    и    научил
«фотографировать без фотоаппарата». Однако учитель  был  чрезмерно строг  и  требователен, что шло вразрез
с  устремлениями  Анри, ищущим  свой  путь  в искусстве,  поэтому, отслужив в армии, он принимает решение
не возвращаться к обучению под началом Андре Лота.

«Я  покинул  студию  Лота,  потому  что  не  хотел  пропитаться  этим  школярским духом.
Я  хотел  быть  собой. Передо  мной  стояли  весьма  важные  цели:  заняться  живописью  и
изменить мир».

В 1929 году Анри начал посещать лекции по живописи в Кембриджском университете.
Своим выдающимся мастерством фотографа Анри Картье-Брессон  во  многом обязан образованию в качестве
художника  и  графика. Также  немалое  влияние  на  становление  мастера  оказал  и кинематограф. По словам
Картье-Брессона,  такие фильмы,  как «Сломанные побеги» (1919 год)  Дэвида Гриффита, «Алчность» (1924 год)
Эриха   фон   Штрогейма,   «Броненосец Потемкин»  (1925 год)  Сергея  Эйзенштейна,   «Страсти  Жанны’д’Арк»
(1928 год) Карла Теодора Дрейера, «учили его видеть». В то время он знакомится с  творчеством  легендарного
французского  фотографа  Эжена  Атже  (Eugene Atget),  автора  известной  фразы: «Хорошая фотография — как
хорошая собака: немая,  но  красноречивая».  Работы Атже  произвели на Анри столь сильное впечатление, что
подтолкнули его к покупке своего первого фотоаппарата.

«Это была коробка  из  покрытого  воском орехового дерева, под пластинки 9х12. Объектив
фотоаппарата   закрывался  крышечкой,  она   же  играла  и  роль  затвора. Эта  маленькая
техническая особенность позволяла  мне  снимать  только  то,  что не шевелилось. Другие
сюжеты снять было сложно…»

В 1931 году 22-летний Анри  под  влиянием  литературы того времени и в поисках визуальной романтики сел на
корабль и  по  совету  Поля Морана  отправился  в  путешествие  в  Патагонию, затем в Республику Кот-д’Ивуар,
расположенную в Западной Африке. Однако поездка не задалась: с живописью не  ладилось, фотографические
опыты не впечатляли. Там  он  купил  себе  еще  одного  «деревянного фотографического монстра», который, не
выдержав  жаркого  и  влажного  климата,  покрылся  плесенью,  а  эмульсия  фотопластинок зацвела, «украсив
сюжеты незапланированными   изображениями   древовидных  папоротников».  Апофеозом  злоключений  стало
заражение малярией, едва  не стоившее ему жизни. Молодой  человек даже написал предсмертную записку со
сценарием  собственных  похорон  и  отправил  родным,  которым  всё-таки  удалось  убедить  его не впадать в
отчаяние и для начала постараться вернуться во Францию. Проходя  курс лечения  в Марселе, Картье-Брессон
продолжал  заниматься  фотографией, начиная задумываться о ней как о профессии. Откровением и последним
толчком   к   этому   для   него   стал   попавший   на   глаза  снимок  венгерского  фотографа  Мартина Мункачи
«Три мальчика на озере Танганьика».

Мастер фотографии
Много лет спустя Анри Картье-Брессон писал:

«Я  неожиданно  понял, что  с  помощью  фотографии  можно  зафиксировать  бесконечность
в одном моменте времени. И  именно  эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке
столько   напряжения,  столько   непосредственности,   столько   радости    жизни,  столько
сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него.»

В 1932 году он открыл для себя фотоаппарат Leica — удобный, бесшумный  и  самое главное быстрый инструмент,
идеально подходящий для репортажной съемки.

«Я обнаружил, что существует такой замечательный фотоаппарат, как Leica. С  тех пор он
не оставляет меня, став продолжением моего глаза..»

Henri Cartier-Bresson. Leica

«Целыми днями  я  бродил по улицам, выискивая события, которые  могли  бы  быть  достойны
снимка. Это  не  были  спокойные  прогулки,  это  была  напряженная  работа. Моим главным
желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены.»

Именно  в  это  время  во  Франции  и,  путешествуя  по Европе,  он  и  выработал  свой  стиль,  привнеся  в  жанр
до­ку­мен­таль­ной фо­то­гра­фии не­по­сред­ст­вен­ность и «слу­чай­ность» в со­че­та­нии с пси­хо­ло­гической на­пря­жён­но­стью.
Анри Картье-Брессон считал, что фотографическое изображение  —  это неразрывная связь визуальных элементов
и   содержания.  Увидев  интересную  изобразительную  форму,  он,  если  было  необходимо,  ждал,  приникнув  к
видоискателю,  когда  что-то  произойдёт,  ждал  момент   достижения   наивысшего  эмоционального  напряжения,
когда   все   будут   на   своих   местах   и   в   нужной   фазе   движения. Это   идеальное  сочетание  он  называл
«решающим моментом», выражением широко известным в фотографическом мире.

Henri Cartier-Bresson
Позади вокзала Сен-Лазар (Behind the Gare Saint-Lazare, Paris). 1932 год

«Реальность,  которую   мы  видим, бесконечна, но лишь её  избранные,  значимые,  решающие
моменты,  которые  нас  чем-то   поразили,  остаются   в   нашей  памяти.  Из  всех  средств
изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент.»

В период с 1936 по 1939 год он работал ассистентом французского режиссёра Жана Ренуара.
В  начале  Второй  мировой  войны  фотограф  был  мобилизован, после разгрома Франции попал в немецкий плен,
провёл три года в фашистских лагерях, совершил три попытки побега, был в Сопротивлении.

В  1947  году  в  Париже  Картье-Брессон  вместе  с  коллегами  Робертом Каппой, ДэвидомСеймуром, Джорджем
Роджером, Биллом Вандивартом  основал  фотоагенство  «Магнум фото» («Magnum Photos»). Название  агентству
дала   бутылка   шампанского  магнум,  распитая   друзьями   накануне.  Его  целью   является   распространение
фоторепортажей  в  средствах  массовой  информации.  Причиной   создания   фотоагентства   являлось   желание
фотографов сохранить и защитить права собственных фотографий в ответ на грабительскую политику того времени
многих  европейских  изданий.  Вот  уже  более  70 лет  Магнум  документирует  большинство  крупных событий и
личностей  в  мире. «Магнум фото»  имеет  высокую  репутацию  во  всем  мире,  в  его  состав  входят известные
профессиональные     фотожурналисты. Работать   в    этом    агентстве    считается    одним    из   достижений   в
репортажной   фотографии.  В   1988   году   наш   соотечественник    Георгий Пинхасов    прошёл   отбор   и   стал
«ассоциативным членом» агентства, представив серию  цветных  фотографий  «Тбилисские бани». С 1990 года  он
уже становится  полноправным членом агенства. Анри Картье-Брессон отзывался о нём как об очень талантливом
фотохудожнике. Георгий Пинхасов единственный русский фотограф в «Магнум фото».

За   время   своей   карьеры   фотожурналиста   Анри Картье-Брессон  посетил  десятки  стран, в  том числе СССР.
В Советском Союзе он побывал дважды. Первый раз в августе 1954 года. Он стал первым западным журналистом,
получившим  официальное   разрешение   фотографировать   советских   граждан. Результатом  его поездки  стала
публикация в журнале «Life» в начале 1955 года

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Биография
и изданный в том же году фотоальбом «Москва» («Moscou»).

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Биография
Как   фотожурналисту   Анри Картье-Брессону   было   интересно   документирование   повседневной  жизни при
коммунизме. Эти работы сыграли очень важную роль в изменении имиджа СССР  в  мире. На них — совершенно
обычные люди. Весёлые  и  грустные, занятые  делами  и отдыхающие. Повторно Картье-Брессон посетил СССР
почти 20 лет спустя в 1972-1973 годах.

Его  работы выставлялись  в самых известных  галереях и музеях мира. В 1954 году Лувр впервые организовал
фотографическую выставку,  экспозицию  которой  составили  работы Анри Картье-Брессона. Издано множество
книг  с  публикациями  его  работ, зачастую  сопровождаемых  подробными аналитическими исследованиями их
художественных достоинств.
В   1966  году  Анри Картье-Брессон  вышел  из состава «Магнум фото». До  начала 70-х  он  еще  плодотворно
работал,  а  затем  оставил фотографию, чтобы вернуться к своему творческому началу — к живописи и графике.

мастер фотографии
Свою бессменную «Лейку» он теперь  вынимал из чехла только для того, чтобы поснимать своих близких: жену,
дочку и котов.

Гений фотографии
Анри  Картье-Брессон   ушёл  из  жизни  2  августа  2004  года  в  небольшом   городке  на   юге  Франции
Иль-сюр-ла-Сорг в возрасте 95 лет…
Он считается  одним из  самых  выдающихся  фотографов XX века. Его фотографии хранятся в коллекциях
музеев   по   всему  миру. За  свои  достижения  в  фотожурналистике  он  получил  несчётное  количество
различных  наград. Его  фотографии  служат  наглядным  пособием  для  современных фотографов, идеи и
методы принимаются за аксиому, а творческое наследие богато и признано во всём мире.

………..

Автор: Сергей Гельман
© Lookfoto.ru